История

МИХАИЛУ КАЛАШНИКОВУ — СТО ЛЕТ!

Михаил Тимофеевич родился в с. Курья Алтайского края, в многодетной семье зажиточного крестьянина, признанного кулаком. В 1930 году семья Калашникова была сослана в Томскую область, откуда Михаил уехал сначала в родное село, а затем в Алма-Атинскую область КССР, где с 1936 по 1938 год работал в мастерских ЖД-станции Матай.

В 1938 году Калашникова призывают на военную службу в автобронетанковые войска. 30-е годы стали для Красной армии периодом активной механизации. Благодаря успехам советской тяжелой промышленности, значительно возрастает численность танков и другой бронетехники, разрабатываются и принимаются на вооружение новые модели и их модификации (в 1927 году численность танков МС-1 составляла 959 единиц, а в 1941 году численность одних только Т-26 уже составляла 11384 единиц). На тот момент советская промышленность не имела большого опыта в проектировании и производстве бронетехники, и многие конструктивные недочеты выявлялись непосредственно во время эксплуатации. К процессу устранения выявленных недостатков привлекались сами экипажи машин.

И еще одна особенность приметилась летом и осенью 1940 года, как мне представляется, тоже непосредственно связанная с вступлением Г. К. Жукова в должность командующего войсками округа, — значительно активизировался творческий поиск в изобретательской и рационализаторской работе, значительно повысился интерес к ней. В нашем полку появился специальный стенд. На нем вывешивались листовки с тематикой проблем, предлагаемых для решения войсковым умельцам. Каждая тема имела практическую направленность прежде всего на совершенствование эксплуатации и обслуживания техники и вооружения. Атмосферу творчества в нашей части всячески развивали и поддерживали командиры” – писал Калашников в своих мемуарах. — “Это современный танк до предела начинен электроникой. Работу всех его агрегатов, узлов и механизмов чутко фиксируют десятки совершенных приборов. А тогда, полвека назад, многое приходилось дорабатывать, делать не в конструкторских бюро, а непосредственно в войсках. И нередко идея, предложение, разработка рядового механика-водителя позволяли вносить существенные конструкторские доработки в тот или иной узел, создавать непосредственно в частях новые приборы, значительно повышающие качество эксплуатации техники”.

Во время прохождения службы будущий конструктор впервые проявил свой талант. Им были изготовлены счетчик танковых выстрелов, устройство для стрельбы из пистолета ТТ через щели в башне танка, а также счетчик моторесурса танкового двигателя – первое изобретение Калашникова, рекомендованное к серийному производству. Весной 1941 года Калашников был направлен в Ленинград на завод им. Ворошилова для запуска прибора в серию.

Но сделать это помешала война. Великую Отечественную Михаил Тимофеевич начал в августе 1941 года командиром танка в звании старшего сержанта, но вскоре, в октябре был тяжело ранен под Брянском и госпитализирован. В госпитале Калашников, остро переживая нехватку автоматического оружия на вооружении пехоты, решает создать свой собственный образец пистолета-пулемета. Анализируя собственный боевой опыт, опыт других раненых, а также книги из библиотеки госпиталя, в частности, сочинения В. Г. Федорова, он делает наброски и чертежи будущего изделия.

После лечения в госпитале Калашников был направлен в отпуск для реабилитации, во время которого вернулся на ст. Матай, где вместе с местными специалистами изготовил первый образец своего пистолета-пулемета. Представить изделие конструктор решил в областной военкомат Алма-Атинской области, где был посажен на гауптвахту. Сам Калашников в мемуарах описывает этот эпизод так: “В военное время появление раненого старшего сержанта с самодельным пистолетом-пулеметом у многих, тем более у человека с профессиональной военной косточкой, могло, естественно, вызвать некоторое подозрение: откуда оружие, для какой цели? Именно так прореагировал на мое появление адъютант областного военного комиссара. Когда я доложил, что, находясь в отпуске по ранению, изготовил и привез с собой новый образец пистолета-пулемета, он был совершенно обескуражен. Так что к самому военкому я не попал, а по команде адъютанта немедленно был взят под стражу. Изъяли у меня и образец пистолета-пулемета и ремень отобрали. Словом, была проявлена высокая бдительность, и обижаться тут было не на кого.

После освобождения из-под стражи, находясь в Алма-Ате Калашников изготавливает второй опытный образец, с которым поедет в Самарканд и представит выдающемуся специалисту в области стрелкового оружия А. А. Благонравову. Несмотря на, в целом, отрицательный отзыв по самому образцу, Благонравов отметил талант молодого конструктора и рекомендовал поощрить за проделанную работу, а также направить на техническое обучение.

Во время войны Калашников работал в рамках конкурса еще над двумя образцами ручного стрелкового оружия и обе его попытки провалились. К новому конкурсу по созданию оружия под разработанный в 1943 году промежуточный патрон, Калашников присоединяется в 1945 году. Его главными конкурентами стали уже известные и признанные к тому времени конструкторы: В. А. Дегтярев, Г. С. Шпагин, А. И. Судаев, А. А. Булкин, Г. А. Коробов и др.

В процессе испытаний Калашников постоянно дорабатывал свой образец, устраняя выявленные недочеты. По итогу конкурса, несмотря на некоторые недостатки, в частности низкую кучность стрельбы, автомат был принят на вооружение. За победу в конкурсе Михаил Тимофеевич удостоился Сталинской премии 1-степени и ордена Красной Звезды.

Вокруг автомата Калашникова сложился очень расхожий миф, который гласит, что конструкцию своего автомата Михаил Тимофеевич полностью скопировал с StG – 44 немецкого оружейника Хуго Шмайсера. Давайте рассмотрим это утверждение.

Несомненно, образец Шмайсера, будучи одним из первых автоматов, изготовленных под промежуточный патрон (7,92×33 мм) стал настоящим прорывом в оружейном деле и оказал сильное влияние на будущие образцы стрелкового оружия под этот тип патрона, в том числе и на автомат Калашникова.

Но автомат Калашникова в том виде, в котором он был принят на вооружение, конструктивно значительно отличается от немецкого автомата. Более того, автомат Калашникова по некоторым показателям значительно превосходит StG-44.

Давайте же сравним эти два образца:

1) Одним из самых важных узлов любого стрелкового оружия является механизм запирания и отпирания канала ствола. В немецком автомате этот механизм реализован по принципу перекоса затвора в вертикальной плоскости, в автомате Калашникова – по принципу поворота затвора

2) Возвратная пружина у StG частично помещена в приклад, что, к примеру, исключает возможность создания модификаций со складным прикладом, у АК она целиком расположена в ствольной коробке

3) Предохранитель и кнопочный переключатель режимов огня в StG-44 являются двумя отдельными узлами, в автомате Калашникова – совмещены в один, что значительно упрощает конструкцию

4) Цевье немецкого автомата выполнено из стали и в процессе стрельбы сильно нагревается, у автомата Калашникова цевье выполнено из пластика (в ранних модификациях – из дерева), что обеспечивает хорошую теплоизоляцию и позволяет вести продолжительный огонь без серьезного риска получить ожоги

5) Значительно различается компоновка этих образцов, а также порядок сборки и разборки. У автомата Калашникова приклад и рукоять являются неотъемными, в то время как во время разборки StG-44 эти детали снимаются

6) У StG-44 крепление магазина представляет из себя длинную горловину, что делает процесс перезарядки менее удобным, у АК магазин вставляется в отверстие в ствольной коробке.

7) Стоит также заметить, что АК легче немецкого образца (АК раннего выпуска — 4, 8 кг со снаряженным магазином, StG – 5, 2 кг)

Как мы можем заметить, несмотря на сильное влияние со стороны немецких наработок в области стрелкового оружия, Михаил Тимофеевич откровенным копированием не занимался и, более того, значительно превзошел своего немецкого коллегу.

После победы в конкурсе по созданию автомата, Калашников не остановился на достигнутом и в 1956 году представил ручной пулемет (РПК), схема которого, в общих чертах повторяла схему автомата. РПК был принят на вооружение в 1961 году. Помимо пулемета Калашников создал серию охотничьих карабинов “Сайга” и автомат под мелкокалиберный патрон 5, 45×39.

Что можно сказать по итогу? Михаил Калашников, без всякого сомнения, выдающийся человек, внесший большую вклад в обороноспособность советского государства. Его образцы, а также системы, созданные на их основе (как военные, так и гражданские) до сих пор очень востребованы. Автоматы, а также пулеметы Калашникова очень распространены на вооружении не только регулярных армий, а также различных неформальных вооруженных группировок (откровенно террористических, к сожалению, тоже). Надежность конструкции, возможность использовать оружие в непростых климатических условиях, а также простота в обращении сыграли свою положительную в борьбе различных освободительных движений (например, во Вьетнаме), которым СССР оказывал активную поддержку (в том числе, и оружием). Но смог бы Михаил Тимофеевич в полной мере раскрыть свои таланты, не имея поддержки со стороны советской власти? Если бы советская власть не нуждалась в способных людях, не стимулировала бы граждан (в том числе, детей и подростков) заниматься техническим творчеством, если бы не поддерживала материально и не поощряла бы их за успехи?

Ответ прост: Калашников и другие конструкторы (самоучки и не только), также ученые и другие выдающиеся советские деятели являются порождением того общества, в которым они родились и воспитывались. Того способа производства, который позволял этим людям использовать средства производства в своих творческих изысканиях. Той системы образования, которая дала этим людям нужные фундаментальные знания, а также воспитала в них интерес к дальнейшему изучению окружающего нас мира.

А теперь взгляните на производство и образование в нашей стране, освободившейся наконец от большевизма, и подумайте, способна ли она порождать “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов”?

Товарищ Ростов

Добавить комментарий