Закончились деньги. Да, именно сегодня. Спустя тридцать пять дней от последней выдачи заработной платы. Ну, или если вам угодно, то «вознаграждения, исчисленного в денежном выражении», как об этом говорит Закон ДНР об оплате труда. И та выплата, что была в прошлом месяце, тоже пришла с задержкой от предыдущей. «Все ли деньги закончились?», — спросите вы. Да. И те, что «на всякий случай», и те, что откладывались на тот случай, если потратишь те, что «на всякий случай». Вот странная ситуация: живут два человека и оба работают в бюджетной сфере. И нет денег. Дети есть, а денег… нет. И делай что хочешь, чтоб их накормить (разумеется, детей). Как говорится — вот плоть моя, вот кровь моя… Да, и не забудь на работу явиться. Хоть пешком, хоть на велосипеде в дождь. Но приди. Потому что это РАБОТА. Священное слово.
Нет, если бы два вышеназванных человека были пенсионерами и откладывали себе на похороны, то пришлось бы и эти деньги уже тратить. А так — ещё несколько дней и придётся открывать тот самый «продуктовый запас на случай войны». Отсутствие зарплаты — это ведь тоже война. Просто конь у всадника не гнедой, а вороной. Выходит как-то так, что живешь от зарплаты до зарплаты, не имея «иного дохода». Родители еще в детстве приучили быть честным человеком и не обманывать государство «иными доходами». И что же остается, если перестаешь жить в долг себе? Ну, как минимум, шутки о том, что добрые люди у магазинов не просто так подкармливают собак. Как и голубей в парках. Хотя понимаешь, что через пару недель эти шутки утратят свой юмористический флёр. Прямо как во время активных боевых действий.
Ною? Ну что вы… даже не сетую. Просто рассуждаю. Как сегодня врачи, педагоги, социальные и коммунальные работники, а также те, кто отдает себя культуре, идут на работу? С каким настроением? В первый день после первого празднования в республике Дня народного единства. Нет, может, есть те, кто получают столько, что им хватает не только жить больше месяца на свои зарплаты, но еще и праздновать. Лично я встретил День единства с бубликами и чаем. Сразу почувствовал родственную связь с крестьянской традицией средней полосы России. Вообще, мучные изделия — это хорошо. В посты же сидят на макаронах и хлебе. Даже в весе прибавляют.
Конечно, есть в городе служивые люди, которые уже получили зарплаты. Нет, я не завидую и не говорю, что кто-то более достоин зарплат, чем они. Просто… просто почему появляется ситуация, когда мы должны оценивать чей-то труд и задумываться, кто из живущих в этом городе более достоин его оплаты? Долг руководителей в отношении наемных работников каков? При сотне «должен» и «обязан» от работника — платить заработную плату. То самое «вознаграждение, исчисленное в денежном выражении». На этом всё. Первая и главная обязанность Начальства. Выплатил — требуй. Не выплатил… ну да, во благо общества требуй от безденежного работника прийти на работу. Что они там будут есть — не твоя забота.
Лично я это уже проходил на одном крупнейшем предприятии города два раза. Первый долг — 8 месяцев, второй — 4 месяца. И висят они до сих пор в неких небесных сферах. А теперь в неких небесных сферах снова что-то не заладилось с выплатами. И от непосредственных твоих руководителей ничегошеньки тут уже не зависит. Потому что ситуация общая для всей (всех) сфер.
И вот тебе не платят деньги. По идее (ну там чилийской, французской или греческой) ты должен не выйти на работу. Но тут в нашем брате (да и сёстрах тоже) просыпается «внутренний интеллигент»: ну как-то не по-человечески это. Как так — не выйти? Подождем, а вдруг что изменится. Надо работать. У нас в 90-е матери и отцы и не такое пережили. Так «вот у нас» продолжается, продолжается и продолжается уже годами, десятилетиями. В 1990-е пугали Великой Отечественной войной, а сейчас — «девяностыми». Мы наступаем всё на те же грабли и повторяем ошибки предыдущих поколений. Почти какая-то трудовая дедовщина. Да что ты знаешь о работе, если не ходил «за бесплатно» на нее три месяца! Кстати, как там насчет выплат работникам здравоохранения и образования за два весенних месяца 2015 года? Ах, да… как-то же во благо новообразованной страны вытерпели. Правда вот, у некоторых руководителей образовалось по несколько квартир и неплохих машин.
Что же там говорит закон ДНР об оплате труда: «Заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней. В случае, когда день выплаты заработной платы совпадает с выходным, праздничным или нерабочим днем, заработная плата выплачивается накануне». А что, если нет? Да, профсоюзы! Добровольные общественные объединения людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, которые… создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов. Объединения, которые должны бы вести с работодателями разговор о первой и главной обязанности этих работодателей. Должны бы.
Но мы… терпим. Всё ждём и ждём того самого «доброго и мудрого царя», который точно будет знать что делать и «молча поправит всё», а не будет ныть в интеренетах своими текстами. Он же не блогер. А мы… мы понаблюдаем — получится ли у него, у этого «царя» устроить нашу жизнь. Пусть предложит какие-то альтернативы. Потому что создавать профсоюзы и пытаться защитить себя… не получится. Потому что профсоюзы не действуют. А вот «царь». Он же обязательно попытается. А если что-то пойдет не так, то мы его закритикуем. Очень строго и… на кухнях. Потому что привыкли к этатизму. Виктимно и терпеливо.
Пока же… закончились деньги. Совсем. В этом городе экономических перспектив и социальных катастроф. И ты должен держаться. Говорить спасибо, что нет войны. Держаться. Потому что не так страшно, как в «девяностые». Держаться. Ведь само собой как-то всё утрясется. Держаться. Кроме самого себя, тебя некому держать в этом прекрасном и яростном мире.